Смог накапливается чаще всего в многолюдных городских центрах и очень опасен для здоровья. Его вдыхание может быть причиной многих опасных заболеваний, а также ноющей аллергии и болей в голове и горле. Водители и их пассажиры особенно подвержены воздействию смога. Как защититься от него?
В течение нескольких лет его все чаще предупреждали о вредном воздействии смога на людей. По данным Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, 30% случаев рака легких, синуса, гортани и почек вызваны вдыханием загрязнителей воздуха в течение многих лет.
Для начала давайте проверим, что такое смог. В оставшейся части статьи мы проверим, как водитель и его пассажиры могут защищаться от него.
Что такое смог? Каковы его виды?
Есть два типа смога.
- Классический смог, также называемый лондонский или кислый. Происходит в зимний сезон, чаще всего с ноября по февраль (в зависимости от погодных условий) и тесно связан с отопительным сезоном. Встречается в городах в безветренную погоду и туман. Это вызвано накоплением загрязняющих веществ в воздухе из печей, работающих на угле и мазуте. Дополнительной причиной его образования является сжигание загрязнений в печах. Выбросы выхлопных газов от легковых автомобилей, автобусов и грузовиков попадают в загрязнители, выбрасываемые печами.
- Фотохимический смог появляется в больших городах, в жаркие и солнечные дни, при температуре выше 25 градусов Цельсия. Причиной образования фотохимического смога является реакция скопившихся выхлопных газов при сильном солнечном свете.
Дополнительные причины, которые вызывают классический и фотохимический смог:
- Скопление автомобилей в городских центрах, вызванное недостаточной пропускной способностью улиц.
- Слишком мало обходных путей, которые позволили бы большинству транзитных перевозок вынести за город.
- Плохое городское планирование, которое вызвало засорение воздуховодов, через которые смог быть удален естественным путем.
- Географическое положение, например город в долине, окруженной холмами, которые препятствуют потоку воздуха.
Водители, удаляющие компоненты выхлопной системы, такие как трехходовые катализаторы в автомобилях с бензиновыми двигателями, а также катализаторы и сажевые фильтры DPF в автомобилях с дизельными двигателями, что приводит к увеличению выбросов пыли и токсичных веществ в атмосферу.
Что вредного в смоге? В последние годы, прежде всего, говорили о токсичных оксидах азота, опасных прежде всего при наличии фотохимического смога. Стоит помнить, что автомобили и весь транспорт несут ответственность только за выбросы 5% оксидов азота в мире. 95% — результат вулканов, бактерий или электрических разрядов. Однако оксиды азота накапливаются в городах, что означает, что их концентрация в 100 раз выше, чем в других районах. Кроме того, смог содержит полициклические ароматические углеводороды, оксиды серы, свинец, ртуть, кадмий, оксиды углерода, сажу (так называемые твердые частицы), пыльцу, песок, пыль, золу, озон и диоксид углерода.
Салонный фильтр — для охраны чистого воздуха в автомобиле
Фильтр салона, является расходным элементом, установленным под приборной панелью со стороны пассажира. Его задача — остановить все виды загрязнений: пыль, пыльцу (это особенно важно для аллергиков), вредные компоненты смога, а также пыль от шин и тормозных колодок. Фильтр является частью системы вентиляции салона автомобиля. Фильтрует до 1500 литров воздуха за 2-3 часа работы.
Салонные фильтры входят в подавляющее большинство современных автомобилей. Они не появлялись во многих старых, простых моделях автомобилей, таких как Suzuki Swift Mk II.
Конструкция салонного фильтра очень проста. Чаще всего используется пластиковая кассета, в которой заменяется картридж.
Производители салонных фильтров предлагают разные решения. Это:
- Салонные бумажные фильтры. Они самые дешевые, наименее эффективные и долговечные. Но они уже могут поймать большую часть загрязнения.
- Матерчатые салонные фильтры. Они более долговечны и эффективны, а также немного дороже. Они могут остановить небольшие загрязнения, такие как пыльца PM10.
- Фильтры салона с активированным углем. Они самые эффективные и самые. Они могут улавливать мельчайшие примеси, а также озон и вредные оксиды азота. Кроме того, угольный салонный фильтр может эффективно устранять запахи, поступающие извне.
- Качество фильтра салона также имеет большое значение для системы кондиционирования воздуха, если она включена в комплектацию автомобиля.
Следует также помнить, что грязный (а затем забитый) салонный фильтр приводит к запотеванию окон внутри автомобиля.
Виды салонных фильтров
Сейчас на автомобилях применяются салонные фильтры двух типов: пылевые и угольные.
Фильтрующим элементом у пылевого фильтра выступают целлюлозные или синтетические волокна. Представлены они в виде гофрированной бумаги, сложенной в ровные ряды с ячейками. Все это собрано в прямоугольную конструкцию.
Такие фильтры предназначены для улавливания пыли, сажи, мелких и крупных частиц песка, мелких насекомых, а также пыльцу растений.
Угольный фильтр помимо гофрированной бумаги имеет еще и прослойку с активированным углем. Это дает ему возможность задерживать в себе самые мельчайшие вредные частицы. Он улавливает разные окиси, фенольные и бензольные элементы. Но количество вредных элементов, которые может в себе удерживать угольная прослойка , ограничено, со временем она уже не сможет их улавливать, тогда такой фильтр становится по функциональности как обычный пылевой.
Дополнительно они могут иметь антибактериальное покрытие, но не всегда. Это покрытие предотвращает появление на нем плесневелости, грибков. В общем, салонный фильтр выглядит как прямоугольный блок с ребристой поверхностью.
Но со временем при эксплуатации авто данный фильтр постепенно засоряется и свои функции уже не выполняет. В таком случае производится замена фильтрующего элемента.
В технической документации к авто указывается, после какого пробега авто следует произвести замену фильтра. Однако данное условие имеет рекомендательный характер, поскольку частота замены фильтра зависит от условий эксплуатации авто.
Так, в южных широтах, где в воздухе имеется повышенное количество частиц песка, производить замену нужно чаще, чем при использовании автомобиля в северных широтах, где песка и пыли меньше. Постоянное использование авто в городских условиях тоже влияет на скорость засорения фильтра.
Через сколько времени нужно менять салонный фильтр?
В типичном легковом автомобиле, который используется в основном на трассе, а также в небольших городах, достаточно заменить его один раз в год или один раз в 20 тысяч. км пробега.
Ситуация совершенно иная, когда машина часто используется в городе, особенно на улицах большого города. Таким образом, там, где угроза смога самая большая. Поэтому рекомендуется менять салонный фильтр один раз каждые шесть месяцев — ранней весной (особенно важно для аллергиков) и в конце осени, когда угроза классического смога возрастает.
Салонный фильтр также быстрее загрязняется, если автомобиль часто используется в лесных районах (пыльца), на песчаных и гравийных дорогах (пыль, песок) или на строительных площадках (песок, цементная пыль и т. Д.).
Замена фильтра салона может быть решена с помощью обычного автосервиса. Например, при ежегодном обслуживании системы кондиционирования воздуха (проверка герметичности и уровня хладагента и смазочного масла компрессора, а также дезинфекция) или при замене масла и соответствующей заменой масляного и воздушного фильтров.
Вопросы эксплуатации
Салонный фильтр требует регулярной замены. В некоторых моделях автомобилей справиться с этой задачей может только специалист. Но в большинстве случаев, замена этого фильтра по силе любому автомобилисту.
Срок службы салонного фильтра зависит от конкретной модели автомобиля и его пробега. В среднем же бумажные фильтры меняют каждые 20 тысяч километров, фильтры угольные «живут» порядка 70 тысяч километров, а многослойные – 40 тысяч километров.
Понять то, что фильтр требует замены, не представляет трудности. Основной показатель – значительное ослабление силы воздушного потока, поступающего в салон машины. Если автомобиль оборудован кондиционером, то при загрязненном фильтре в салоне могут ощущаться неприятные запахи. Причина их появления – образовавшиеся на слоях фильтра микробы.
Как меняется салонный фильтр? Может ли быть трудной его замена?
Теоретически, замена салонного фильтра проста, но не во всех автомобилях. Использование более дешевых фильтров также может вызвать проблемы.
В типичном автомобиле замена фильтра салона заключается в следующем:
- Необходимо открутить винт, ограничивающий перемещение короба для хранения фильтра со стороны пассажира.
- Весь отсек следует снять, слегка приподняв его.
- За отсеком для хранения находится пластиковая кассета (корпус фильтра), то есть салонный фильтр.
- Вы должны аккуратно вытащить его, а затем удалить старый фильтр из него.
- При установке нового фильтра обязательно обратите внимание на стрелки. Они расположены на кассете (корпусе), на самом фильтре и там, где должна быть установлена кассета с новым картриджем. Они показывают, как установить фильтр в кассету и саму кассету.
- После установки картриджа (фильтра) кассета размещается в нужном месте, обращая внимание на стрелки.
Регламент технического обслуживания
Грязный салонный фильтр
За рубежом принято с трепетом и пиететом относиться к собственному здоровью, поэтому с течением времени интервалы замены всех типов автомобильных фильтров (масляного, воздушного, топливного) постепенно увеличивались, и только интервал замены салонного фильтра с годами только сокращался. И сегодня он занимает постоянное место в перечне обязательных замен на каждом очередном техническом обслуживании (ТО). Для всех современных автомобилей Тойота
Регламент ТО устанавливает единый интервал, после которого салонный фильтр подлежит обязательной замене – это 10 тыс. км.
Что делать, если срок замены салонного фильтра в соответствии с регламентом еще не наступил, а в салоне автомобиля ощущается некий дискомфорт, связанный с движением и распределением воздушных масс? Практический опыт эксплуатации разных автомобилей Toyota позволяет обозначить несколько таких признаков, устранить которые можно именно досрочной заменой салонного фильтра:
- обширное и быстрое запотевание стекол в зимний период;
- слабый напор воздушных потоков из дефлекторов при установке максимальной скорости вентилятора обогревателя.
Отсутствие в системе салонного фильтра достаточно быстро может привести к неисправности кондиционера или климатической установки автомобиля, а это очень дорогостоящий и «нежный» агрегат, ремонт которого многократно превысит все совокупные затраты на своевременную замену фильтра в течение 10 лет. Не хотите платить автомеханикам за эту несложную операцию – делайте ее сами, но обязательно вовремя!
Столько грязи может скопиться в радиаторе печки без салонного фильтра
Салонный фильтр располагается чаще всего под передней приборной панелью автомобиля со стороны пассажира (хотя могут встречаться и варианты со стороны водителя), а доступ к нему можно получить через бардачок.
Замена салонного фильтра не является высокотехнологичной операцией и может быть достаточно легко осуществлена самим автолюбителем. Многие производители салонных фильтров именно в этих целях вкладывают в упаковку подробную пошаговую инструкцию по установке салонного фильтра в отведенное место. Если же такая инструкция отсутствует, то алгоритм замены можно легко отыскать в интернете (например, здесь: https://shibato.ru/site.xp/049050049.html).
Что может вызвать проблемы при установке фильтра салона?
В некоторых моделях автомобилей доступ к фильтру очень затруднен, и сам фильтр может быть расположен в таком месте, что потребуется разобрать хотя бы несколько элементов в салоне.
Покупка дешевого фильтра часто связана с тем, что он не соответствует пластиковому картриджу. Он слишком большой, слишком маленький или слишком широкий. И, к сожалению, вы должны приспособится этому, используя различные методы.
Замена фильтра салона очень важна в контексте угрозы смога, а также пыльцы растений (для страдающих аллергией). Эффективный фильтр также борется с другими опасностями для водителя, такими как запотевание окон, и обеспечивает правильную работу системы кондиционирования воздуха. Поэтому стоит помнить об этом и сочетать его замену с сервисом кондиционирования воздуха или масляным сервисом.