Как сделать чип-тюнинг двигателя и не угробить машину
Следует ли выполнять чип-тюнинг двигателя своими руками каждый автовладелец пусть решает сам, но существует риск "попадания" на дорогой ремонт силового агрегата автомобиля
Основной задачей тюнинга автомобильного мотора является усовершенствование его технических характеристик: повышение мощности, увеличение крутящего момента, улучшение динамических и скоростных показателей.
Такое понятие как «чип-тюнинг двигателя» зародилось и укрепилось в конце 20-го века, когда инжекторы стали активно вытеснять карбюраторные ДВС. Модернизация электрической схемы управления двигателем позволяет сделать движок мощнее, при этом не нужно вносить никаких доработок в механическую часть.
Термин чип тюнинг подразумевает оптимизацию (усовершенствование) работы программ двигателя. Проще говоря, ничего плохого от этого вашему авто не будет. Если понадобится более подробная информация, гугл всегда готов вам помочь. А теперь я означу только главные плюсы этого процесса.
К преимуществам чип тюнинга можно отнести:
Читайте также:Из за чего бывают пропуски зажигания. Причины пропусков зажигания в цилиндрах. Определение причины нестабильного искрообразования.
увеличиваются возможности для ускорения во время обгона на трассах, где присутствует интенсивное движение;
обеспечивается значительно более комфортное вождение по улицам города благодаря несколько увеличенным тягово-скоростным характеристикам;
чип тюнинг — более быстрый и легкий способ тюнинга двигателя автомобиля по сравнению с форсированием мотора;
возможность более легкого движения при полностью загруженном автомобиле
экономия топлива.
Программы
На сегодняшний день программ для чип-тюнинга достаточно много. Условно их можно разделить на следующие типы:
ПО от тюнинговых компаний;
программы, сертифицированные производителем и поставляемые «придворными» тюнинговыми ателье (ABT для Audi, AMG и Brabus для Mercedes, Alpina для BMW и т.д.);
стороннее программное обеспечение.
По сути, предлагаемое программное обеспечение сертифицировано производителем лишь во втором случае. Увы, «придворные» тюнингеры есть далеко не у каждого автопроизводителя, а потому, выбирая программы для чип-тюнинга, имеет смысл отдавать предпочтение продукту крупных и именитых компаний, несмотря на большую его стоимость.
Полезная информация
Готовясь к проведению чип тюнинг авто своими руками, я перечитал множество информации в Интернете, которая, преимущественно, сводилась к описанию термина чип тюнинг и другой «общеполезной» информации. Но вот однажды нашел интересный опрос, который провела редакция одного автомобильного сайта. Были опрошены три водителя (это же не глобальный опрос касательно потепления во всем мире), которые совсем недавно провели чип-тюнинг своей машины. В своем «интервью» они назвали главной причиной проведения этой процедуры, внимание:
малый разгон;
резвость;
мощность автомобиля.
По результатам опроса двое из троих владельцев провели все сами, не обращаясь ни в какие салоны. О чем это может информировать нас, обычных, «неотчипованных» владельцев? Ответ очевиден. Зачем платить больше или вообще платить, если всю дорогостоящую процедуру можно провести самому. В ней нет ничего сложного. И действительно, если вдуматься в цифры, которые сегодня предлагают различные специализированные компании, то, можно сказать, что они несколько впечатляют, скажем так.
Средняя стоимость чип-тюнинга на атмосферный двигатель начинает отсчитываться от 150 долларов, для турбированных — от 300 долларов. Для автомобилей со стажем, которым «грозит» чип-тюиннг, понадобится уплатить от 450 долларов за «чипирование» атмосферного мотора» и от 750 долларов — для турбированных двигателей.
зажигание автомобиля выключается, открывается капот;
теперь необходимо подождать 5 минут, чтобы убедиться в отсутствии остаточного тока;
защитный кожух двигателя откручивается с помощью торцовых головок и снимается;
Защитный кожух двигателя откручивается и снимается
Несколько трубок, отходящих от рампы коммон рэйл
На конце рампы расположен датчик давления
Штекер датчика давления вынимается вручную
Дополнительный кабель оптимизационного модуля подключён к разъёму датчика давления
Подключение кабеля проверяется с помощью зелёной лампы
Модуль оптимизации подключается вместо контрольной лампы
Читайте также:Строение и рестайлинг кузова автомобиля ВАЗ 2106
Модуль закрепляется с помощью специальных хомутов
Подводя итог, можно сказать следующее: перепрошивка ЭБУ — это процедура, выполнять которую должны только профессионалы, у которых в наличии есть настоящие лицензионные прошивки. И даже после удачной прошивки необходимо длительное тестирование машины на специальном оборудовании, которое, опять же, есть только у профессионалов. Лишь в этом случае автолюбитель может быть уверен в том, что чип-тюнинг не уничтожит раньше времени двигатель, коробку передач или катализатор. Если же помощь профессионала автолюбителю недоступна, то остаётся второй вариант: подключение модуля. Да, возможно, это не так эффективно, как полная перепрошивка ЭБУ. Но это и не так разрушительно.
4chch.gif
В качестве разъема можно использовать две колодочки от IDE шлейфа компьютера без переделок. Данный шлейф порезать на два куска по 10-15 см. Так они хорошо входят на Январях 7.2 под верх и низ гнезда ЭБУ (два пустые пина колодок, в результате, останутся внизу или вверху ножек блока), однако, при последующих подключениях важно не спутать их месторасположение, потому спалите блок.
Применять также можно три микротумблера – общий+ 12В, а также зажигание+ с обязательным перевод в режим программирования +. Потом, перед началом любой операции следует выключать второй и третий тумблеры и включать в порядке три, потом два. Иногда, чтобы получить связь, приходится снимать на некоторое время общий +. Обязательное питание брать можно с авто, при выполнении работ на столе — от «практичного» адаптера на ток близко 500 мА.
Чтобы выполнить перепрошивку. понадобятся следующие программы: чиплодер 1.6 (более расширен по блокам 1.96) и комбилодер 2.18. Вторая «прога» идет в комплекте с Сtp321-full (это бесплатный лодер, который запускается при подключенном адаптере). Однако бывает, что он выпадает из работы или просто не может закончить процесс до конца заливки.
Первая программа работает хорошо. Вторая нужна, преимущественно, чтобы убирать защиты с прошивок, найденных вами, а также для установки такой защиты во время заливки ПО в ЭБУ. Без проблем считать защищенное программное обеспечение из контроллера не выходит — происходит стирание. Рекомендуется подготовиться к этому и иметь в запасе несколько (найденных в разных местах) заводских прошивок.
Каталог Сtp321-full после установки имеет стандартные и тюнинговые прошивки, так что может что-то и подойдет. Понадобится еще «прога» чипэксплоер 1.6. С ее помощью можно просмотреть прошивки, которые вы найдете, а также их редактировать и сравнивать. Перед началом выполнения всех действий помните, что вся ответственность в последствие ложиться только на вас. Если на сто процентов в себе не уверенны или боитесь что-то испортить, обдумайте альтернативные варианты.
Особенности модернизации разных марок автомобилей
Безусловно, чип-тюнинг разных марок автомобилей имеет свои особенности. Касаются они, в первую очередь, выбора программного обеспечения для сервисного компьютера, а также самой прошивки.
Как правило, соответствующая прошивка изготавливается компанией, специализирующейся на тюнинге автомобилей той или иной марки. К примеру, лучшим поставщиком программ для чип-тюнинга Ауди является ABT, а серьезные наработки по чип-тюнингу БМВ имеются у компании Alpina.
Впрочем, баварский производитель порой и сам предлагает возможность тюнинговой доработки своих машин в рамках так называемого М-пакета. К слову, такая же практика имеется и у других ведущих производителей автомобилей премиум-сегмента. К примеру, программное обеспечение чип-тюнинга Мерседес поставляется фирмой AMG в комплекте с иными перечнями доработок автомобиля.
В целом, с известными мировыми брендами все ясно. А как же быть владельцам отечественных автомобилей? По сути, крупные ателье данными машинами не занимаются, однако существует большое число фирм (в том числе и при автозаводах), которые предлагают ряд доработок для изделий отечественного автомобиля.
По этой причине на рынке немало предложений по чип-тюнингу ВАЗов (пожалуй, наиболее популярных авто на российском рынке). При этом имеет смысл заранее узнать о компании, которая предлагает такого рода услуги и почитать рекомендации других автовладельцев.
Как провести чип тюнинг: практика
Всем, кто хочет провести чип тюнинг двигателя своими руками, но не знает как, будет полезно прочитать этот материал. Для примера выбрана машина Hyundai Accent AT-5. Хороший седан, выполненный умелыми руками южнокорейских мастеров. Итак, приступаем к «чипированию» своими руками.
Для начала понадобится разобрать теоретическую часть процедуры. Для этого прекрасно подойдет вариант с изучением форумов умельцев проведения чиптюнинга. Так как в авто есть ЭБУ Kefico, то прошивку можно выполнить двумя способами: с доработкой (для этого нужно впаивать резисторы), и без нее, с помощью диагностического разъема ODB-II. На практике применяем второй способ.
Поиск проверенной калибровки и хорошего софта, что присутствует в открытом доступе.
На одном форуме была найдена калибровка «матизовская», которая прекрасно зарекомендовала себя на практике. Машина «не тормозит» с кондиционером, двигается без провалов, присутствует экономичный расход топлива и более динамичный разгон.
Для прошивки можно использовать KIA Flasher, которая лучше будет работать в сочетании с Орионовским адаптером. Использовать можно и Hyundai Flasher. Эти программы идентичны на процентов 99%, главное их отличие состоит в названии.
Мною были скачаны и калибровки, и программа. Далее их запустил на компе с ОС Windows 7, оказалось — не работает. В чем проблема? Получается, программе нужна только XP. Снова запустил компьютер, программу, файл калибровок — отображает «размер файла неверный «.
Пришлось возвращаться на форум, оказывается, не все выяснил. Hyundai Flasher, по результату изучения сообщений, работает с калибровками, которые занимают 512Кбайт, скачанные же — размером 218. Но решение есть. Нужно скачать программу под названием «Распаковщик SMS Enigma new v 1.10». На нее реагируют все антивирусы, однако не бойтесь, это реакция на ее шифровку, вирусы в ней отсутствуют.
Итак: скачал, запустил, нажал распаковать, а потом выбрал файл. В итоге, калибровка заняла подходящие 512Кбайт, программа KIA Flasher прекрасно ее видит.
Дизельные двигатели
Этот мотор не такой капризный, как атмосферный. Сразу скажем, что процедура влияет положительно и достаточно эффективна для этого типа.
К плюсам однозначно можно отнести:
Повышение скоростных и тяговых характеристик, облегчающих управление автомобилем.
Облегчение движения загруженного авто.
Тюнинг дизельного двигателя на порядок дешевле, чем процедура модернизации.
Обратимость процесса.
Возможность настройки «под себя».
Ну а что касается минусов, то он всего один — это увеличение аппетитов движка при достаточно агрессивном вождении. Качественный тюнинг дизеля никак не влияет на ресурс двигателя.
Подведя итог всего вышеописанного, скажем, что качественно проведённая процедура чип-тюнинга может дать достаточно много положительных характеристик вашему авто и улучшить уже имеющиеся. Раньше чтобы сделать свой автомобиль лучше, его необходимо было поменять на новый, но сейчас всё намного проще. Нужно всего лишь сделать несложный апгрейд и получить мощный агрегат, тем более что есть возможность всё вернуть назад и восстановить заводские настройки.
Устанавливаем виртуальную ХР
Для этого нужно скачать программу Virtual PC и установить её.
Потом придется скачать ISO образ Windows XP
Далее следует установка и обязательная настройка виртуальной XP
(Понятнее будет с картинками).
Для начала следует запустить Virtual PC
>
Читайте также:Появилась вибрация в машине на холостом ходу
После нажатия финиш настройка виртуальной ОС будет завершена.
В окне виртуальной «системы», после ее запуска, появится окно биоса, на его верхней панеле нужно нажать CD-Capture ISO Image, и, при этом, указать образ со своей Windows XP. Потом начнется установка. После установки загружаем виртуальную ось. Нажимаем на верхней панели Action-Install or Update Virtual Machine Addons.
Дале нужно снова установить, перезагрузить и закрыть виртуальную машину. К компьютеру подключаем K-Line адаптер и сразу устанавливаем драйвера. После этого переходим в Диспетчер Устройств, который размещен в панели управления.
Что такое чип-тюнинг? Особенности прошивки
Во время чип-тюнинга нас интересует только одна часть всей автомобильной электроники – блок управления двигателем (ЭБУ). В какой-то степени это компьютер, который хранит все заводские настройки работы мотора. При помощи перенастройки микросхем можно на порядок улучшить работу силового узла, не совершая при этом никаких механических вмешательств.
Приятным бонусом грамотного чип-тюнинга является уменьшение расхода топлива. За счет того, что во время перепрограммирования электронного контроллера полностью раскрывается потенциал автомобиля, владелец может задать определенные настройки для оптимизации работы двигателя.
Обычно, при заводской настройке ЭБУ устанавливают средние показатели работы мотора, токсичности выхлопа, количества оборотов, объема подачи топлива к цилиндрам и настройки зажигания. Чаще всего производитель не учитывает особенности климата, дорожного покрытия и различных стилей вождения автомобилистов. К сожалению, это приводит к утрате мощности или ограничению потенциала двигателя. Первыми предпосылками к необходимости произвести чип-тюнинг являются:
рывки на холостом ходу и первых метрах движения;
резкие перепады оборотов холостого хода;
нарушение работы холостого хода.
Важно помнить, что увеличение мощности двигателя не должно стать главной целью прошивки, так как погоня за «лошадьми» может привести к ухудшению управления автомобилем.
Выбираем свойства порта
Запускаем в своей виртуальной машине Windows XP. Расшариваем софт для самого чип тюнинга и папку с драйверами на K-Line адаптер.
В папке «Мой компьютер» должен появится новый диск, который будет содержать файлы с расшаренной папки. Перекидываем на рабочий стол папку.
Теперь установить нужно драйвера адаптера, а также проверить работоспособность KIA Flasherа. Необходимо в настройках указать порт COM-1. Теперь можно закрыть виртуальную XP. После этого можно переходить к загрузке калибровок в ЭБУ.
Чиповка Mercedes
Несмотря на то, что модели Мерседес – это статус, проверенный временем, многие водители желают снять с их мотора заводские ограничения. На деле эта процедура достаточно отработана, в ассортименте имеются проверенные готовые программы, которые в руках опытного калибровщика дадут на выходе порядка 300 л.с. и до 100 Нм плюсом.
Как и другие автомобили, mercedes нуждается в предварительной диагностике для выявления возможных ошибок и считывания родных параметров. После этого с ЭБУ скачивается заводская прошивка и направляется специалисту для корректировки. В зависимости от опытности мастера работа займет от нескольких часов до суток.
Затем готовый фал «сливается» в систему автомобиля, происходит процесс сборки и проверки двигателя в деле. По отзывам можно сказать, что процедура оправдывает себя. Если найти хороший сервис, то можно заручиться гарантией на сброс до заводских настроек и полный возврат денежной суммы. Стоимость подобного удовольствия начинается, в среднем, от 25 тысяч рублей.
Подготовка на месте проведения операции
Как выбрать место:
Автомобиль нужно поставить в таком месте, чтобы никому не мешать.
Важно, даже обязательно, наличие электричества 220 Вольт для компьютера.
Приступим. Ноутбук поставим на ровное место, к нему подключаем электропитание и контролируем, чтобы компьютер не упал, а также не отключилось питание, нужно также, чтобы адаптер не выпал из разъема.
Подключаем к Диагностическому порту колодку адаптера, выключив, предварительно, зажигание автомобиля.
Адаптер подключаем к USB порту ноутбука, запускаем на нем Виртуальную Windows XP (напомню, это для тех, кто имеет на ноутбуке операционной системы Windows 7). Потом включаем зажигание. Вот так просто. Подготовка завершена.
Загрузка калибровок
Далее необходимо запустить KIA Flasher и выбрать «ошибки».
Важно все хорошо запомнить (можно записать) и удалить. Если вы сделаете правильно этот шаг, то все будет работать хорошо, вы установите соединение. Далее нужно выбрать пункт «Загрузка» и указать файл калибровок. Придется подождать окончания операции.
Загрузка может занять около 20 минут. Когда загрузка закончится, нужно выключить зажигание и подождать 5 минут. Адаптер в это время можно отключить, ноутбуку уже можно выключить. Возможно, во время загрузки произойдет ошибка или случатся обстоятельства, которые ее прервут.
В этой ситуации нужно выключить зажигание, устранить причину, что вызвала прерывание и начать процедуру заново. Через пять минут включите зажигание автомобиля, заведите мотор и наслаждайтесь. Можно, как запасной вариант, взять с собой заводскую калибровку, которая для большинства называется ADE1I52.
Впечатления после выполнения процедуры
С первых мгновений замечаешь, что автомобиль ведет себя по-другому — звук двигателя изменился, также изменилась динамика. В общем можно сказать, что автомобиль начал вести себя заметно резвее.
С включенным кондиционером машина ведет себя как до чип тюнинга без него. Машина соответствует экологическому стандарту Евро-2. В целом, после проведения этой операции, остался доволен, учитывая, что все это совершенно бесплатно.
На последок хочется добавить, что этой статьей я ни в коем случае не призываю вас сразу же делать чип тюнинг самостоятельно, а также не несу ответственности за будущие (возможные) повреждения машины в процессе чип тюнинга, выполненного самостоятельно. Эта статья – не призыв к установке именно этих калибровок, можно установить любую другую, найденную вами. Это просто один из возможных вариантов, которым я решил поделится с вами.
Как осуществляется чиповка мотора?
Современные ДВС, будь то бензиновая или дизельная установка, характеризуются управлением через электронную систему. В ее задачи входят зажигание, впрыск топлива, стабильное функционирование остальных систем двигателя. Чип-тюнинг, он же – настройка микросхемы ЭБУ, направлен на редактирование прошитой программы или ее полную замену. Иногда в процессе может быть вмонтирован дополнительный чип или иной модуль.
Чиповка сулит увеличение лошадиных сил, повышение динамичности разгона, податливость рабочего такта двигателя и прочие бонусы за невысокую цену. К тому же без необходимости демонтажа силового агрегата и смежных узлов. То есть, никаких физических вмешательств подобная процедура не предполагает.
Многие ошибочно полагают, что результат чип-тюнинга становится виден уже на разгоне автомобиля. На самом деле разгон не является доказательством успешно проведенной корректировки. Помимо мощности увеличивается и значение крутящего момента, который отвечает за интенсивное ускорение. Именно этот момент и принимается за добавленные лошадки.
Чтобы грамотно провести данную процедуру необходимо иметь специализированное оборудование. Также нужно владеть определенными навыками и знаниями. К сожалению, мало кто из решившихся на чиповку водителей интересуются компетентностью специалиста.
Для успешного и ожидаемого результата необходимо учитывать, что изменение любого параметра программы должно повлечь за собой расчет и соответствующее редактирование других параметров. Чтобы правильно все рассчитать, нужно ясно и четко представлять себе картину работы двигателя.
На практике это представляет собой скачивание «родной» проги, ее анализирования, редакция и обратная загрузка в ЭБУ. Несмотря на ненадобность демонтажа двигателя, блок управления может потребовать его съема. Потому, помимо новой версии программы, нужно иметь про запас набор инструментов.
Сама программа являет собой совокупность обновления прошивки, то есть, основы управления ДВС, и бутлоадера, контролирующего запуск. При наличии последнего можно произвести обновление всех составных частей ЭБУ. Сама процедура занимает по времени около 4 часов. Однако, если мастер является новичком и не имеет достаточного опыта, перепрошивка может растянуться надолго.
Существуют универсальные программирующие устройства, позволяющие провести автономное обновление без участия настройщика. Но такие версии подходят не под каждую модель автомобилей.