Если ухаживать за автомобилем следует также нежно, как за женщиной, то следить за ним нужно столь же пристально, как за ребёнком. В каком «настроении» стальной конь? Как «покушал»? «Здоров» ли? Автовладелец должен чётко контролировать состояние своей машины. Одним из индикаторов «иммунитета» автомобиля является состояние кузова. Наблюдать за изменениями геометрии каркаса нужно всем водителям, вне зависимости от того, был автомобиль в ДТП или нет. Нарушения геометрической структуры могут возникнуть даже просто в процессе безаварийной ежедневной эксплуатации. Многие изъяны в этом случае при поверхностном осмотре не видны, но могут повлечь за собой другие неисправности, повлиять на управляемость авто и привести к дорожно-транспортным пришествиям. В этой статье мы поговорим о том, как определить состояние корпуса и провести восстановление геометрии кузова в случае необходимости.
Неправильная геометрия кузова может повлиять на состояние внутренних систем автомобиля
Прислушайтесь к авто
Для начала давайте уясним следующее: идеальное состояние геометрии кузова автомобиль имеет только в момент выхода из-под заводского станка. Далее в процессе езды (особенно по дряхлому полотну) оно меняется. Даже если визуально не видно искривлений, искажений силуэта корпуса, это не означает, что всё в порядке. Прислушайтесь к своему автомобилю. Если, например, покрышки быстро стираются или руль стал не таким послушным, как прежде, это явный признак возможных проблем с геометрией. В этом случае нужно проверить геометрию кузова, не откладывая этого в долгий ящик.
Дефекты. Почему?
Какие факторы чаще всего вызывают изменения геометрии?
ДТП
Конечно, на первом месте среди причин — дорожные происшествия. Даже лёгкое с виду касание может повлечь за собой деформацию. А повреждения, полученные во время сильных ударов, могут вообще «не зажить» и каркас претерпит необратимые изменения.
Неподъёмная ноша
Что ещё из причин? Проблемы возникают при перегрузке автомобиля. Например, машина берёт «на борт» массу, которая превышает допустимую по паспорту. В этом случае авто проседает, а каркас «косится».
Езда по-новому
Могут стать причиной изъянов также изменённая манера вождения или езда в новых дорожных условиях. К примеру, после длительной эксплуатации в условиях города машина «переезжает» в посёлок, где чаще всего полотна «убиты» или рулить приходится вообще по грунтовке.
Дорожное покрытие также может оказать влияние на состояние кузова
Как узнать, есть ли проблема?
Проверка геометрии кузова автомобиля — процесс серьёзный, но постичь его способен не только профессиональный автомеханик.
Под лупой
Для начала, чтобы проверить геометрию кузова авто, нужно выполнить прицельный осмотр всей машины. Ведь если существуют глобальные проблемы – их не скроешь, будут видны перекосы различных деталей корпуса. Например, могут «поплыть» дверные канавки или окажутся поджатыми крылья. На брюхе не исключено появление складок, а в местах сварки — морщин.
Подскажут колёса
Если заметных внешних смещений не обнаружено, не спешите успокаиваться. Посмотрим, что называется, под другим углом. Нужно проанализировать, как расположены колёса. Измерьте расстояние между покрышками по передней и задней осям. Если есть различия — это повод, чтобы диагностика геометрии кузова была продолжена в специализированном сервисе.
По расположению колёс можно определить нарушения в геометрии кузова
Развал-схождение также позволит выявить «кособокость». Если обнаруживается осевая разница — это тоже сигнал к необходимости проведения профильной диагностики.
Точки контроля
На СТО выполнят уже профильный осмотр автомобиля при помощи самых эффективных методов. Что именно имеется в виду?
Есть так называемые контрольные точки геометрии кузова, по которым также можно определить наличие дефектов каркаса. Эти «метки» оставляет на корпусе непосредственно производитель, предполагая, что замерив расстояния между ними, можно выяснить наверняка были смещения каркаса или нет.
Видео о том, как проверить геометрию кузова:
В принципе, если вы продвинутый автомобилист и в вашем распоряжении есть подъёмник или «яма», а также специальный инструмент для выполнения замеров, можно всё сделать в «домашних» условиях. Узнать нормативы, по которым следует проверить геометрию кузова авто конкретной марки, несложно. Как правило, эти схемы доступны на сайтах или в представительствах компаний-изготовителей.
Сикось-накось
Деформация геометрии кузова приводит к различным проблемам:
- Не стабильное движение на трассе, машину постоянно тянет в сторону, может присутствовать вибрация в рулевой рейке.
- Резина колеса будет изнашиваться быстрее и не равномерно, увеличится расход топлива, потому что нет возможности сделать развал-схождение, то есть выставить правильные углы установки колес.
- Вовремя не замененная вышедшая из строя деталь в подвеске автомобиля, приводит к тому, что в ближайшее время придется менять и многие другие.
- Ну и самое главное, геометрия кузова спасшая однажды жизнь пассажирам в результате ДТП в следующий раз этого сделать не сможет. С нарушенной структурой металла при аварии машина сложится как карточный домик.
В общем можно много говорить о недоставках нарушенной геометрии, давайте лучше разберемся как ее выявить и не купить кривой автомобиль.
- Правило №1 (чистое авто, хорошее освещение)
- Правило №2 (используем прибор проверки толщины лакокрасочного покрытия)
Для того, чтобы не тратить время на высматривание кузова автомобиля и исключить ошибки в осмотре, я рекомендую вам обязательно пользоваться прибором, измеряющим толщину лакокрасочного покрытия (толщиномером).
На поиск хорошего автомобиля вы потратите несколько дней, а то и месяцев, главное не нужно торопиться и покупать первый попавшийся автомобиль. Толщиномером пользоваться придется часто, поэтому если вам негде бесплатно одолжить прибор (к примеру, у друзей, родственников) я не советую арендовать его за деньги. Итоговая сумма за все дни аренды может получиться выше стоимости самого толщиномера.
Поэтому я советую лучше сразу приобрести прибор, тем более он пригодится в будущем. Не нужно покупать дорогой, профессиональный толщиномер, вполне достаточно будет приобрести, например, GM200. Сам пользуюсь им не первый год, его возможности меня вполне устраивают. Про данный прибор я рассказывал в этой статье.
- Правило №3 (стреляем толшиномером по порядку)
Проверку кузова начинаем делать с крыши авто, т.к. она крайне редко бывает повреждена и является эталонным образцом для измерения лакокрасочного покрытия. Конечно, она тоже может быть окрашена, если машина переворачивалась или полностью обливалась краской (освежалась). Благодаря толщиномеру вы поймете, что машина перекрашена, т.к. его показатели будут сильно различаться на различных деталях автомобиля.
Читать далее: Признаки того, что автомобиль уже побывал в ДТП
Работа над ошибками — в чём подвох?
Итак, проверка пройдена. Хорошо, если все три метода в сумме дали положительный результат и машина оказалась в порядке. А если нет? Если автомобиль деформирован? Вам предстоит заняться поиском решений, направленных на исправление геометрии кузова.
Работает компьютер
Восстанавливать «искривлённый» кузов, конечно, лучше всего в сервисных центрах, где есть компьютерное оборудование. В профессиональных мастерских установлены специальные стенды, на которых машину вытягивают в разные стороны, а электроника при этом фиксирует, анализирует изменение положения контрольных точек и даёт сигнал стоп, когда они достигли паспортного расстояния. Эта процедура, конечно, не из дешёвых.
Работает мастер
Есть СТО, готовые выполнить исправление геометрии кузова без инновационного оборудования, что по деньгам выходит скромнее. По сути, в этом случае выполняется та же растяжка корпуса автомобиля, только положение точек не видно по онлайн-принципу. Расстояние замеряют уже после того, как выполнили работу на глаз. В таком случае, если вдруг механики промахнуться, кузов придётся снова перетягивать. Понятно, что такие манёвры «здоровья» нашим «стальным братьям» не добавляют.
Если вы надеетесь сэкономить, то в крайнем случае можно рискнуть и пойти по некомпьютерному пути. В этом случае узнайте, кому вы доверяете свою машину. Бывает, что хорошие мастера уходят от «дяди» и начинают работать на себя в менее добротных условиях, но при этом их навыки и умения дорого стоят.
Как проверить геометрию кузова
Для восстановления автомобиля необходимо владеть информацией о стандартных размерах кузова вашей модели автомашины, а также о месте нахождении контрольных точек для измерения. У опытного водителя вопросы по проверке геометрии авто не возникает — её всегда можно проверить в домашних условиях. Для этого стоит придерживаться некоторых рекомендаций: Открываем и закрываем аккуратно все двери, капот и багажник. Если они не закрываются спокойно, значит нарушена геометрия. Визуальный осмотр позволит выявить явные признаки искривления. Можно не просто осматривать визуально кузов и раму, но и ощупывать, чтобы прочувствовать складки. Необходимо знать местонахождение предусмотренных конструкцией складок в местах изгиба деталей, чтобы не перепутать их с деформационными. Они могут быть и еле-еле заметными и ярко выраженными. Если на стеклах есть вертикальные трещины, значит смещены стойки. После проверки целостности на складки, нужно проверить правильность размещения колес. Контроль проводится с использованием специального штангенциркуля. Если правое колесо размещается иначе по сравнению с левым, значит есть нарушение. Измерение диагоналей проводится масштабной рейкой. Контролирующие диагонали должны проходить через контрольные или базовые точки. Они должны пройти через направляющие отверстия рамы дальше к крепежам. Визуально оценивается симметричность полученных диагоналей. Затем считается расстояние между точками с одной стороны, затем противоположной. Полученные результаты измерений должны быть равноценными. Различие данных показывает на деформацию кузовной геометрии, которую придется исправлять кузовным ремонтом. Измерение рейкой начинается с центральной точки основания кузова или рамы. Это место проще использовать для начальной точки, потому что здесь крайне редко что-то нарушается. Измеряются длины от центрального отверстия под осью кузова до базовых точек. Диагонали замеряются от точек рамы до точек на передней и задней оси. На этом этапе может потребоваться снятие некоторых деталей. Масштабную рейку можно заменить обычной рулеткой, но она даст большую погрешность при измерениях. Если вы не можете почему-либо измерить геометрию ходовой части в домашних условиях, найдите ровную прямую автодорогу, на которой нет машин. Разгонитесь до 50 км/час и отпустите руль на пару секунд. Если авто поедет в сторону — значит, нарушена геометрия: в ту сторону в которую поедет — та и искривлена. Если поедет прямо, увеличьте скорость до 90 км/час и повторите этот маневр.
Цена вопроса
Процедура проверки геометрии кузова стоит в среднем две – четыре тысячи рублей. Это зависит от оборудования, на котором проводят диагностику. Плюс имеет значение, сколько времени будет затрачено на процедуру. Дело в том, что есть скрытые контрольные точки, до которых можно добраться, лишь демонтировав некоторые детали и механизмы, а это занимает не один час.
Что касается стоимости исправления геометрии, то здесь цифры в чеке будут зависеть от степени и характера повреждений. Бывает, что за эти деньги можно купить половину новой машины… Есть случаи, когда проще не ремонтировать повреждённый элемент, а заменить его на новый.
Иногда исправление геометрии кузова — дело очень затратное
Здесь всё нужно рассчитывать индивидуально. В целом, как говорят эксперты в сервисной сфере, стоимость услуги определяется, кроме прочего, на основе стоимости часа работы сотрудников того или иного СТО. Так что прицениваясь, спросите в сервисе об их прейскуранте в ключе норма-час. Плюс учитываете ещё такой момент. Если делать всё добротно и по уму, вы заплатите не только за решение геометрической проблемы — в цену войдут диагностика, демонтаж и сборка подвески, антикоррозийное лакокрасочное покрытие.
Двери
Данный пример со снятием крышки багажника относится также к дверям и капоту. Например, ремонт замятого порога автомобиля для удобства частенько осуществляется со снятием двери. Поэтому, в случае обнаружения следов демонтажа кузовного элемента, который находится в заводской краске, нужно пытаться установить истинную причину демонтажа.
Читать далее: Делаем короб для сабвуфера для ваз 2114
Значит, переходим к осмотру дверей. Промеряем их толщиномером, аналогично смотрим на крепежные болты, петли и герметик. На многих моделях на крепежных элементах кузова с завода делаются контрольные мазки цветом, отличного от цвета кузова. В случае снятия элемента с контрольным мазком, данный индикатор будет поврежден или не совпадать рисунком, поэтому обращаем на это внимание.
Не для самоделкиных
Главное правило — не выполняйте восстановление геометрии кузова своими руками. Если проверка геометрии кузова и выявление «перекосов» вполне по силам любому мало-мальски толковому шофёру, то для исправления дефектов нужны специальные навыки и оборудование. Плюс, сам процесс подразумевает ряд сопутствующих операций. Поэтому лучше не юлить и сразу обращаться к профессионалам, чтобы потом не пришлось платить дважды.
А есть ли у вас опыт диагностики и восстановления геометрии кузова? Расскажите об этом в комментариях к нашему материалу — ваш отзыв поможет сориентироваться водителям, которые столкнулись с аналогичной проблемой