Для многих машина является не просто транспортом, а отдельным миром, поэтому водители стремятся модернизировать автомобиль под себя, уделяют большое внимание аксессуарам и элементам тюнинга. Одним из таких является тонировочная пленка, которая помогает затемнить штатные стекла и скрыть салон от посторонних глаз. Она получила популярность еще и за то, что позволяет уберечься от яркого солнца и минимизировать риск выгорания обивки внутри салона. Водители стали пользоваться тонировкой еще в 80-х гг. прошлого столетия, и сегодня ее можно нанести практически в любом сервисе. Однако, чрезмерное затемнение стекол на личном автомобиле запрещено в России, и в случае нарушения требований закона инспектор ГИБДД может выписать штраф. С сильной тонировкой боролись и раньше, угрожая арестом, изъятием номеров, но сегодня ограничиваются лишь наложением административной ответственности. Узнать о том, какой размер штрафов за использование тонировочной пленки действует в 2020 году и можно ли его избежать, вы сможете, прочитав эту статью.
Содержание
- Какая тонировка разрешена?
- Допустимая тонировка стекол по ГОСТу
- Правила тонировки лобового стекла
- Допустимая тонировка боковых стекол первого ряда
- Тонировка заднего стекла на автомобиле
- Правила тонировки задних боковых стекол
- Проверка уровня тонировки автомобиля
- Штрафы за незаконную тонировку
- Как избежать штрафа за тонировку стекол автомобиля?
- Вопросы и ответы по теме
Какой штраф придется заплатить за нарушение норм тонировки авто?
На сегодняшний день за тонировку транспортного средства, которая не соответствует требованиям закона, предусматривается денежный штраф в размере 500 рублей (пункт 2 статьи 12.1 КоАП с 1 января 2012 по 1 апреля 2014). Раньше снимали номерные знаки (при повторной остановке с тонировкой), но с 1 января 2014 года эта практика была прекращена.
Советуем прочитать эти статьи:
Купить отечественный автомобиль до 1 млн руб. за маткапитал
Штраф за перевозку детей без детского автокресла в Украине
Зимние шины 2020 2020 рейтинг
Какая тонировка разрешена?
Светопропускная способность передних и задних стекол на автомобиле регламентирована требованиями ГОСТа 32565-2013. В этом стандарте прописан максимальный процент затемнения для отдельных элементов машины. В частности, указана разрешенная тонировка для передних и боковых стекол на автомобиле, определен размер полосы цветной пленки, наносимой на верхний край. За нарушение этих требований водителю грозит штраф, установленный частью 1 п.5 ст.12 КоАП РФ.
Если вы решили использовать тонировочную пленку на заднем стекле автомобиля на лобовом или ветровом окне, помните, что элементы с эффектом зеркального отражения полностью запрещены. Вместе с тем ГОСТ не разрешает проводить затемнение и окраску лобового стекла. Допускаемое снижение светопропускной способности предусмотрено для покрытия разницы, создаваемой за счет особенностей заводского материала.
Виды
Наиболее популярными производителями тонировочной пленки являются американские марки Suntek, Llumar и Ultra Vision. На российском рынке особой любовью пользуется серия Mistique от Ultra Vision:
В линейке представлены варианты с разной светопропускной способностью:
- Mystique Night (20%);
Mystique Zero (70%);
- Mystique Optimum (75%);
- Mystique Clima Comfort (83%);
- Mystique Light (93%).
При выборе материала стоит избегать дешевых марок и подделок под известные бренды. Такие пленки не только хуже по качеству и быстрее изнашиваются, но также обладают более сильным зеркальным эффектом.
Это противоречит требованиям ГОСТа и может создать опасную ситуацию на дороге. Дешевая пленка может отслоиться уже через несколько месяцев, ее защитные характеристики также остаются под большим вопросом.
Как выбор пленки зависит от вида стекла
В магазинах и автосервисах представлен широкий выбор, как «американок», так и пленок, сделанных в Китае. С точки зрения законодательства лучше выбирать материал с наименьшей степенью затемнения.
Но все зависит от конкретной ситуации. Чем прозрачнее стекло автомобиля, тем более темную пленку можно наклеить без последствий в виде штрафов.
Таблица 1. Процент светопропускания пленки и тип стекла.
Светопропускная способность | Для какого стекла подойдет |
91% | Подойдет для любых стекол, при условии, что они поглощают не более 5 процентов света. Случается, что по истечении долгого срока, стекло само по себе не соответствует требованиям технического регламента. |
83 % | Для заводских прозрачных стекол. Такие часто устанавливают на бюджетные иностранные и российские авто (Киа, Лада и т.д.). Можно установить и на стекло с заводской атермальной тонировкой. Прибор будет показывать 66%, но уже через пару-тройку месяцев пленка немного посветлеет под воздействием солнечных лучей, и «хамелеон» уложится в допустимые 68%. |
75-83% | Подойдет для отечественных авто с прозрачными стеклами. Такая пленка имеет более выраженный эффект и красиво смотрится на автомобиле. |
Если присутствуют сомнения в правильности выбора, лучше проконсультироваться в автосервисе или провести тест.
Допустимая тонировка стекол по ГОСТу
Разрешенная тонировка 2020 предусматривает разный уровень светопропускной способности для отдельных стекол автомобиля. При выборе плотности пленки нужно помнить о требованиях ГОСТа, а также о том, что даже в новом авто невозможно добиться 100 процентов прозрачности. Если машина уже несколько лет находиться в эксплуатации, то светопропускная способность не сможет превысить больше 90 процентов.
Правила тонировки лобового стекла
По закону, основанному на требованиях ГОСТа, стекло автомобиля, обеспечивающее передний обзор, должно иметь светопропускную способность на уровне не меньше 75 процентов. От этого зависит безопасность водителя и пассажиров на дороге, а также жизнь и здоровье других участников движения. ГОСТ разрешает использование на лобовом стекле цветной прозрачной полоски для защиты от яркого солнца. Ее ширина не должна быть больше 14 см.[1]
Допустимая тонировка боковых стекол первого ряда
Разрешенная тонировка передних стекол в 2020 году предусматривает не менее 70 процентов светопропускной способности. Это значит, что затемнение боков допускается не больше, чем на 30 процентов.
Тонировка заднего стекла на автомобиле
Закон и актуальная редакция ГОСТа разрешают затемнять задние стекла при условии установки внешних зеркал заднего вида по бокам автомобиля. В этом случае процент тонировки не нормируется. Если у ТС нет зеркал, светопропускная способность должна оставаться на уровне 70 процентов.[2]
Правила тонировки задних боковых стекол
ГОСТ разрешает использование тонировки любой плотности на задние боковые стекла. Важное условие, которое нужно соблюдать при выборе тонировочной пленки для автомобиля ― она не должна иметь зеркального эффекта. Это не запрещено напрямую КоАП РФ, но не допускается техрегламентом Таможенного союза, принятого всеми странами-участниками.[3]
Пленка «Хамелеон»
Избежать штрафных взысканий поможет тонировка по ГОСТу. «Хамелеон» — это пленка, которая имеет свойство автоматически менять светопроницкаемость в зависимости от уровня освещения. Разрешена ли она?
Многие автомобилисты считают, что пленка «Хамелеон» не соответствует ГОСТу. Однако такое мнение ошибочно. Тонировка лобовых стекол должна иметь светопроницаемость не менее 70 %. Такой показатель позволяет обеспечить свободный обзор на дороге. При правильном подборе пленки «Хамелеон» она не принесет водителю дискомфорт и не станет причиной штрафных взысканий.
Пленка «Хамелеон» любого вида имеет зеркальный эффект. Однако его уровень не нормирован. В том случае, если сотрудник ГИБДД составляет протокол на водителя по причине чрезмерной зеркальности, автомобилист может подать за это в суд и доказать свою невиновность.
Установка тонировки «Хамелеон» имеет массу нюансов. Нанести ее на стекло достаточно трудно. Если мастер перегреет пленку в некоторых местах, то она безвозвратно изменит цвет. Именно по этой причине необходимо доверять тонировку только высококвалифицированному и опытному специалисту. Любые погрешности будут видны невооруженным глазом. Для решения проблемы придется полностью менять стекла. Стоимость установки пленки, которая автоматически меняет цвет, колеблется от 10 тысяч рублей.
Проверка уровня тонировки автомобиля
Для замера светопропускной способности боковых стекол, заднего или лобового окна инспекторы ГИБДД используют специальные сертифицированные приборы. При этом в требованиях ГОСТа не указано предписаний по условиям окружающей среды, при которых можно проводить проверку процента плотности тонировочной пленки[4]. По факту этот документ разрешает сотруднику ГИБДД осуществлять замеры даже в ливень и при этом его действия останутся в рамках закона. Показания прибора для проверки тонировки вносятся сотрудником ГИБДД в протокол. Без соблюдения этого требования не может быть назначено какого-либо штрафа за нарушение правил ГОСТ. Во время проверки водитель вправе попросить у сотрудника сертификат на прибор. Важно следить, чтобы при замерах к датчикам не крепилось каких-либо пленок или других элементов. Если водитель не согласен с результатами проверки уровня тонировки лобового или бокового окна на своем автомобиле, он может попросить сотрудника о проведении повторного анализа процентов светопропускной способности в присутствии двоих понятых. [5] В гаражных условиях также можно определить приблизительный процент светопропускной способности. Для этого нужно знать плотность пленки и состояние самого стекла автомобиля. В качестве проверки коэффициенты светопропускной способности этих элементов умножаются и делятся на 100 процентов. Пример: 75*90/100 = 67,5 ― разрешенная тонировка для задних стекол. О том, как на практике проходит проверка светопропускной способности, вы можете узнать из этого видео:
Проверка тонировки на соответствие ГОСТ
Меряют прозрачность стекол с помощью специального устройства под названием тауметр. Прибор должен быть сертифицирован и опломбирован.
Правила проверки:
- Замер разрешается делать только на стационарном посту ГИБДД.
- Узнать про соответствие стекол ГОСТу получится только в сухую погоду при влажности воздуха не более 45% и температуре выше 15 градусов.
- Стекло перед проверкой должно быть чистым!
Тут нужно уточнить, что стопроцентная прозрачность явление недостижимое из разряда условных величин. В реальной жизни любое стекло задерживает немного света, а чем машина старше, тем меньше света проходит через него. Надо учитывать этот факт при оклейке.
Штрафы за незаконную тонировку
Если в ходе проверки выяснилось, что затемнение стекол на автомобиле превышает установленные законом и ГОСТом проценты, сотрудник ГИБДД может выписать официальный протокол. Штраф за незаконное использование тонировки равен сумме в 500 рублей.[6] Если водитель уже был пойман на нарушении требований ГОСТ, заплатил выписанный штраф, но не снял тонировочную пленку, сотрудник ГИБДД имеет право выписать протокол на новое взыскание в размере все тех же 500 рублей.
Как правильно затонировать передние стёкла
Сегодня большинство современных автомобилей выпускается с уровнем прохождения света через стекло около 80 процентов. Поэтому новые автомобили, в принципе, тонировать не нужно. Передние стёкла должны оставаться в исходном виде, можно усовершенствовать только лишь задние. Но если автомобиль всё же нуждается в тонировке, лучше обратиться к специалистам. Удостовериться в том, что закон не нарушается, можно на пункте тонировки, там правильно нанесут плёнку и проверят процент проникновения света.
Как избежать штрафа за тонировку стекол автомобиля?
Если в ходе проведенной проверки инспектор ГИБДД назначил водителю авто штраф за чрезмерное затемнение штатных стекол, это предписание, как и любое другое, можно обжаловать в стандартном порядке, предусмотренным действующим законом. Однако, стоит помнить, что для проверки светопропускной способности сотрудники ГИБДД используют специальный прибор, прошедший соответствующую сертификацию. Поэтому доказать в вышестоящих инстанциях, что оборудование некорректно определило степень затемненности, практически невозможно. Если вас остановил инспектор ГИБДД и в ходе проверки выявил нарушение требований ГОСТ в отношении затемнения стекол, необходимо избавиться от тонировочной пленки. Сделав это сразу на месте, можно даже избежать нежелательного штрафа. Чтобы самому снять тонировку с лобового, заднего штатного стекла или боковых окон по предписанию сотрудника ГИБДД достаточно подцепить ее край и потянуть наверх. Полотно должно отойти от поверхности. Если тонировочная пленка низкого качества или уже давно наклеена на стекла, на них могут остаться ее куски или остатки клея. Избавиться от таких дефектов можно с помощью мыльного раствора и специального лезвия. Поэтому, если вы не уверены, что сможете своими силами быстро и просто снять тонировочную пленку с задних или передних штатных стекол, лучше обратиться в специализированный сервис. Для этого есть отведенный законом срок в 10 дней. Если же тонировка выполнена методом напыления, то избавиться от нее будет еще сложнее. В этом случае все стекла, затемненные не по правилам, подлежат полной замене. О том, как самостоятельно снять тонировочную пленку, вы узнаете из этого видео:
Как не дать себя обмануть
Многие не знают всех тонкостей законопроекта о тонировке. Именно они нередко бывают обманутыми. Как сотрудниками автоинспекции проверяется тонировка? ГИБДД тщательно следит за выполнением законопроектов. Для того чтобы не быть обманутым, изучите информацию, которая предоставлена в нашей статье.
В том случае, если вас остановил сотрудник ГИБДД и, не проведя измерений, утверждает, что на вашем автомобиле установлена запрещенная тонировка, то можете смело ехать дальше. Установить превышение нормы можно только при помощи специального прибора.
Если у сотрудника автоинспекции есть специальный прибор, то обязательно обратите внимание, имеет ли он пломбу и индивидуальный номер на корпусе. В том случае, если толщина стекол на вашем автомобиле превышает 7,5 миллиметров, обращайте внимание на название измерительного прибора. Измерить тонировку на вашей машине можно только с помощью аппарата БЛИК+. Делать замеры иным прибором сотрудник Государственной инспекции дорожного движения не имеет права.
Мало кому это известно, но замерять уровень тонировки можно только при определенных погодных условиях. Измерения должны проходить только в теплое время года, когда на улице 15-25 градусов по Цельсию. Дождь и другие осадки должны отсутствовать. Осмотр стекол автомобиля в обязательном порядке должен проходить при двух понятых. Измерения производятся в трех разных точках.
Для того чтобы избежать штрафных взысканий, можно установить съемную тонировку. Ее можно опустить в любой момент.
Вопросы и ответы по теме
-
Разрешена ли тонировка в России?
Излишние затемнение стекол автомобиля является незаконным. Допустимые проценты светопропускной способности отражены в ГОСТе. Затемнение лобового окна, боковых стекол разрешена только в пределах предусмотренных значений.
-
Для всех ли видов стекол предусмотрены одинаковые требования к тонировке?
Принятый по закону ГОСТ устанавливает разный уровень минимальной светопропускной способности. К примеру, затемнение передних боковых стекол не должно быть выше 30 процентов, а для второго ряда уровень затемнения и вовсе не регламентирован.
-
Какой штраф за тонировку в 2020 году?
Если инспектор ГИБДД в ходе проверки выявил превышение допустимых процентов светопропускной способности и их несоответствие ГОСТу, принятому законом, сотрудник вправе выписать штраф на сумму 500 рублей.
-
Как определить уровень тонировки?
Чтобы осуществить проверку процента светопропускной способности инспектор ГИБДД использует специальные сертифицированные приборы по методике, описанной в ГОСТе. Самостоятельно рассчитать степень тонировки сложнее, но можно воспользоваться простой формулой, в которой умножаются коэффициенты светопропускной способности стекла и пленки.
Преимущества и недостатки
У атермальной пленки «хамелеон» множество положительных свойств:
- она отсекает ультрафиолетовое излучение типов А и В. Это помогает не только защитить обшивку салона от выгорания, но и препятствует фото-старению кожи;
- в случае аварии пленка, благодаря своей повышенной прочности, может удержать осколки стекла и защитить пассажиров от травм, а возможно, даже спасет им жизнь;
- покрытие создает дополнительную защиту стекол от камней и мелких повреждений;
- увеличивается ударопрочность стекол, что снижает вероятность пострадать от рук злоумышленников. Исследования показывают, что для того, чтобы пробить стекло, обклеенное пленкой «хамелеон», потребуются очень серьезные усилия;
- при использовании пленки существенно повышается срок эксплуатации стекол, их удобнее мыть;
- пленка делает машину красивой и стильной;
- покрытие устойчиво к механическим повреждениям. На нем не появляется царапин и сколов. Пленка после приклеивания создает идеально ровную поверхность, которую можно полировать;
- тонировка защищает глаза водителя от слепящих фар встречных машин;
- она устойчива как к низким, так и к высоким температурам;
- «хамелеон» долго сохраняет внешний вид, будто ее только что установили, не отходит по краям и хорошо держится на стеклах;
- такой тюнинг сохраняет тепло в салоне автомобиля в холодную погоду и препятствует нагреву в жаркую.
Но, помимо достоинств, есть и недостатки:
- высокая стоимость;
- в особо солнечную погоду пленка может иметь светопропускную способность менее 70%, что приведет к штрафу, если водителя остановит сотрудник ГИБДД;
- сложность оклейки, высокий риск брака при самостоятельной установке.
Отзывы водителей, выбравших пленку-хамелеон для своего авто бывают и положительными, и отрицательными:
«Полгода езжу с пленкой на лобовом. Сотрудники ГИБДД тонировкой ни разу не интересовались, только другие водители».
«Установил тонировку «хамелеон» по кругу. Вид машины сразу преобразился. Езжу третий год, все отлично, видимость не ухудшилась».
Если использовать качественный материал, то светопропускная способность стекол останется в пределах нормы.
Штраф за тонирование транспортного средства 2020
Размер штрафа не зависит от степени затонированности передних стекол авто. Сейчас при повторном нарушении штраф увеличивается до 1000 рублей, а водителю будет предъявлено письменное предупреждение.
Если снять тонировку после остановки сотрудником ДПС, штраф все равно будет выписан, так как правонарушение уже будет зафиксировано. Также следует помнить, что снимать простую тонировочную пленку своими руками на месте остановки достаточно сложно, необходимо иметь под рукой мыльный раствор, строительный фен или устройство для создания водяного пара, иначе полностью снять пленку не получится.